Правомерно ли требование не поднимать цены

Реклама

Предпринимателей ожидают штрафы за незаконное завышение цен

Ряд чиновников призывают производителей не поднимать цены на производимые товары. Просят оставаться порядочными и беспокоятся в целом о казахстанском народе, о земляках, о близких. Считают, что не следует повышать цены в период корректировки курса тенге и для этого нет оснований, ведь зарплаты не повысились, налоги остались на прежнем уровне. Чтоб как-то сдержать рост цен по Казахстану, в ряде регионов начались внеочередные проверки. По всей вероятности цель этих проверок заключается в том, чтобы выявить предпринимателей, которые в период девальвации национальной валюты решили поднять цены на продаваемые товары.

Оразбаков Галым Избасарович, председатель Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции, готов передавать материалы в суд и применять штрафные санкции за незаконное завышение цен и нарушение антимонопольного законодательства. К расследованиям уже приступили в отношении магазинов электробытовой техники, которые повысили цены. А правомерны ли подобные действия со стороны Агентства по защите конкуренции? Имеется ли факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны этих магазинов?

Первоначально стоит взглянуть на ситуацию с моральной позиции. Да, действительно, государство переживает не лучшее время! Малейшие колебания цен на предметы первой необходимости и основные продукты питания может вызвать волну недовольства незащищенных слоев населения. Чем выше их численность, тем больше недовольство! Исходя из последних заявлений, в нашем государстве нищих практически нет и благосостояние населения неуклонно растет, следовательно, к проявлению недовольства со стороны граждан нет оснований.

Пожалуй, стоит взглянуть на ситуацию с материальной позиции. Предприниматели, продающие товары, вкладывают в них свои денежки. С момента приобретения, товар уже не является денежной массой, является имуществом и имеет свою нарицательную стоимость. Нарицательная стоимость складывается из многих составляющих – налоги, расходы, убытки и стоимость этого товара на момент продажи. Отняв эти составляющие от продажной цены, предприниматель получает прибыль. О какой прибыли можно вести речь, если на момент продажи закупочная цена на данный товар значительно превышает продажную. Уместно будет вспомнить высказывание кота Матроскина из знаменитого мультфильма Каникулы в Простоквашино: – «Прежде чем купить что-нибудь не нужное, нужно продать что-нибудь не нужное».

Взглянем на ситуацию с юридической позиции. Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) является центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на соответствующих товарных рынках.

Перечень субъектов, где цены устанавливаются по согласованию с Антимонопольным комитетом, перечислен в соответствующем Реестре субъектов-доминантов. В данном реестре не удалось обнаружить монополистов, продающих бытовую технику. Если исходить из принципов гражданского законодательства, то по сути, эти магазины являются субъектами мелкого, среднего или крупного предпринимательства, и не являются монополистами, а следовательно их права и обязанности определены в нормативно-правовых актах Республики Казахстан. В частности и исходя из данной ситуации, субъекты частного предпринимательства вправе самостоятельно устанавливать цены на товары (работы, услуги) (ст.8 п.1.4 ЗРК «О частном предпринимательстве»).

Тем самым, понятие «завышение цены» можно применить только в отношении субъектов монополистической деятельности и только на основании закона. В остальных случаях, просить не поднимать цены можно, а требовать – не законно! Пусть каждый из предпринимателей решает самостоятельно, в силу своих возможностей, оставить цены на прежнем уровне или поднять их.




Шахимат » Общество » » Правомерно ли требование не поднимать цены

Похожее на сайте:

Популярное на сайте

Оставьте свой комментарий, нас интересует Ваше мнение!