Неквалифицированная правовая помощь портала egov.kz
Очередные разъяснения для покупателей появились на страницах портала электронного правительства egov.kz. В разделе правовой помощи выложены рекомендации о том, как вернуть приобретенный товар и прочие советы по правам потребителей. Забегая вперед, рекомендации можно назвать неквалифицированными, юридически безграмотными, вводящими потребителя в заблуждение.
К чему такие громкие фразы? С момента возникновения обществ по защите прав потребителей сознательно лоббируются права покупателей. Причина тому — легкие денежки для обществ. В те времена достаточно было предъявить продавцу претензию, прочитать его обязанности и он бежал платить гонорар обществу. Именно с тех времен сложилась порочная практика умалчивания прав продавцов и обязанностей потребителей. Однобокий подход привел к массовому ошибочному мнению, что покупатель всегда прав. Это мнение продолжает подогреваться некомпетентными рекомендациями.
Из беглого знакомства с текстом рекомендаций на портале электронного правительства, однозначно понимается, что у потребителя присутствуют все юридические основания для возврата товара без каких либо оговорок. Захотел покупатель вернуть товар, пусть смело несет его продавцу и требует возврата денег!
В своих рассуждениях электронное правительство egov.kz ссылается на закон «О защите прав потребителей», статью 7, 14 и 30. В частности электронное правительство приводит доводы, что у потребителя есть право «вернуть и обменять товар в течении 14 календарных дней». Неисполнение данного условия портал электронного правительства считает нарушением прав потребителей.
В свою очередь закон утверждает, что у потребителя есть право обмена или возврата товара, как надлежащего, так и не надлежащего качества (статья 7, п.1.7). К сожалению, выражение «обмен или возврат» не однозначно по отношению к выражению «вернуть и обменять». В законе «О защите прав потребителей» не просто так первым располагается слово «обмен», а после «возврат». Исходя из требований статьи 14, потребитель вправе обменять товар на аналогичный (п.1), а в случае отсутствия обмена – вернуть товар продавцу (п.2). Именно в этой последовательности должна быть соблюдена процедура защиты прав потребителя, а не наоборот. Если последовательность не соблюдена, то продавец вправе отказать в возврате товара.
Неквалифицированная правовая помощь портала электронного правительства этим не ограничивается. В частности, портал рассуждает, что «Нередко происходит следующая ситуация: покупатель пытается вернуть или обменять не подошедший или разонравившийся ему товар, а продавец ссылается на то, что на товаре сорвана бирка, и возможно покупатель каким-то образом мог уже воспользоваться товаром». Чтоб разобрать ситуацию по косточкам, следует напомнить, что обменять непродовольственный товар надлежащего качества можно при условии сохранения его товарного вида, потребительских свойств и если он не был в употреблении. Пока продавец не убедится в соблюдении данных условий покупателем, он вправе отказать в обмене товара надлежащего качества.
Как понимать юридические формулировки в реальной жизни? Представим ситуацию, когда некий покупатель приобрел мыльницу синего цвета в пластиковой прозрачной герметичной упаковке. Через несколько дней покупатель возвращает товар в открытой упаковке, поясняя, что цвет мыльницы не подходит к его раковине. Продавец отказывает в обмене товара, считает, что покупателю был доступен цвет товара для сравнения без вскрытия герметичной упаковки.
Следующий пример чуть сложнее. Пусть некий покупатель решил приобрести электрический чайник. В момент приобретения он попросил его проверить, что сделал любезно продавец. Через час покупатель решил вернуть чайник по той же причине, что и в предыдущем примере – цвет не понравился его супруге. И в данном примере продавец вправе отказать в обмене товара, по той причине, что чайник в момент приобретения был проверен, а следовательно уже был в употреблении.
В общем, господа покупатели, сорванная бирка, поврежденная упаковка, это неотъемлемые элементы товарного вида. Многие потребители придают существенное значение этим факторам, даже если приобретают товар не для дарения. В цивилизованных странах на товар в помятой упаковке предоставляется существенная скидка. Чтоб не оказаться в скандальной ситуации, помните, что магазин не пункт проката, относитесь ответственно к процедуре выбора товара, пользуйтесь своими правами добросовестно.
Досадно, что неквалифицированная правовая помощь приводит в заблуждение потребителей. Еще досаднее, что эта информация появляется на крупном ресурсе электронного правительства egov.kz, что говорит о его непрофессионализме и некомпетентности.
Шахимат » Общество » » Неквалифицированная правовая помощь портала egov.kz
Комментариев 2 на статью “Неквалифицированная правовая помощь портала egov.kz”
-
Третий раз за месяц случайно открываю эту статью и решилась поддержать автора. Смущает формулировка официального источника «если товар разонравился». Ну прям какая-то ромашка – то хочу, то не хочу! Нашли козла отпущения в виде предпринимателей. Сама предприниматель и неоднократно сталкиваюсь с проблемой возврата товара. Зачастую у возвращаемого товара отсутствует товарный вид – помята или надорвана упаковка, залапанный товар. Многие покупатели поднимают такой вой, что удивляешься, неужели я обязана натирать до блеска возвращаемый товар? А что твориться с фискальными чеками? Приносят чуть ли не с туалета и требуют возврата. Между прочим, с продажи товара предприниматель оплачивает налог, а в случае возврата обязан приобщить фискальный чек к кассовой книге. Непригодный фискальный чек можно выкинуть, а про оплаченный налог забыть. Все хорошо, но если за месяц придет таких умных с возвратом человек 30 и как сохранять эти чеки? Они, тоже кстати, обрабатываются налоговым органом в момент снятия фискального аппарата с учета. А хранятся эти чеки не более 6 месяцев, после выгорают. И что получается, бегать каждые пол года в налоговую, снимать кассовый аппарат с учета?
-
Оставьте свой комментарий, нас интересует Ваше мнение!
Подскажите когда вышла данная статья???